Статьи и публикации учителя истории школы № 106 Санкт-Петербурга Цирульник Т.С.

школа Нобеля

Архивная работа в школьном музее.

     Архивная работа  - один из видов музейной работы. Она сопряжена с целым рядом трудностей: оформление допуска, определение основных направлений поисков,  поиск необходимых материалов. Часто приходится выполнять поисковую работу сотрудникам музея, т.к. допуск учащихся к архивным материалам ограничен или невозможен. Поэтому мы привлекаем ребят к исследованию уже разысканных нами в архиве материалов. Хочу поделиться с особенностями архивной работы, с которыми мне пришлось столкнуться во время поисков информации об истоках истории школы № 106 Приморского района Санкт - Петербурга. 

     Тот период, который нас интересовал, отличался тем, что после революции и гражданской войны ещё не сложилась советская школа архивистов. Старых специалистов, очевидно, было недостаточно, поэтому с документами 20-х годов работать наиболее сложно - запутанность, отсутствие чёткой систематизации  затрудняло поиск. Но уже в документах 30-х годов чувствуется больший порядок, наличие принципов хранения и обработки, систематизации документов. Особую проблему составлял  вопрос предоставления копий.  Масса  времени уходила на оформление заказа, ожидание.  Ведь всё  дело приходилось  специалистам расшивать, везти в специализированный копировальный центр, заверять копию.

     Но как радостно было, когда после напряжённых многомесячных поисков, размышлений над тем или иным фактом,  начинала складываться  цельная картина по результатам поиска.  Я хотела бы в этой статье рассказать о результатах своей архивной работы по восстановлению истории 106-ой школы  в 20-30 и в более ранние сроки.

     Историю 106-ой школы можно рассматривать в двух направлениях: 

- история школы, которая располагалась по адресу: Лесной проспект,20  Выборгского района до начала 60-х годов;                    

- история школы, которая находится и поныне по адресу: ул. Сердобольская, 50/52.         

Что объединяет эти два адреса? Объединяет преемственность традиций, история, которую необходимо беречь как часть наследия великого города.

  Итак, начало нашей школы связано со знаменитой семьёй Нобелей.

В 19 в. Выборгский район стал одним из промышленных центров столицы. Ведущими отраслями были текстильная и металлообрабатывающая. В то время возникли многие предприятия Петербурга, сохранившиеся до наших дней. Многие здания и сооружения фабрик и заводов, построенные из красного кирпича, в так называемом «красно-кирпичном стиле» - являются уникальными памятниками промышленной архитектуры Петербурга. Один из таких заводов -  Механический, медночугуносталелитейный и  завод по производству котлов, построил в 1862 году Людвиг Нобель (современная фирма «Русский дизель»).

Я не случайно начинаю своё повествование с семьи Нобелей. Эта семья и наша школа тесно связаны. Работая в архиве,  я параллельно руководила исследовательской работой учащихся средней и старшей школы, активистов школьного музея в Национальной публичной библиотеке.  Ребята должны были исследовать монографии и составить по ним заключение о благотворительной деятельности Нобелей в сфере образования. Ребятами были исследованы следующие работы:  «Санкт-Петербургская семья Нобелей, обзор архивных данных» Семенцов С.В. в сборнике «Скандинавские чтения» 2000г., «Благотворительная деятельность семьи Нобель» Мешкунов В.С. в сборнике «Шведы на берегах Невы» Стокгольм 1998, Павлова О.К. «Предпринимательство, призрение и благотворительность в Санкт - Петербурге. Вторая половина XIX - начало XXв.» СПб, Издательство Политехнического университета, 2007г., «Русские Нобели» Мешкунов В.С.в журнале Вопросы истории, обществознания и техники №4  1992г.   Результатом совместной с ребятами исследовательской работы явилась довольно полная картина прошлого нашей школы, связанной с семьёй Нобелей. История эта такова:

Представителем следующего поколения Нобелей, после смерти Людвига Нобеля, ставшим главой фирмы Нобелей, был Эммануил Людвигович, который родился в 1859-м и умер в 1932 году. Родился он в Санкт-Петербурге, учился в школе святой Анны, работал на механическом заводе. В 1889 году  Эммануил Людвигович принял русское подданство. После смерти отца стал председателем правления механического завода "Людвиг Нобель". Был также крупнейшим владельцем акций нефтяного производства в Баку, т.е. руководил сразу двумя крупными предприятиями, принадлежавшими семье Нобель.

    Во время эпидемии холеры в 1892 году он пожертвовал большие суммы на организацию Института экспериментальной медицины, и в связи с этим был назначен почетным членом и сотрудником института. Впоследствии он неоднократно жертвовал крупные суммы на нужды этого учреждения и вообще на медицинские цели. В 1890 году он стал казначеем Общества нравственного, умственного и физического развития молодых людей. Получил чин действительного статского советника за исключительные пожертвования в области науки и образования.

    Под руководством Эммануила Людвиговича были осуществлены широкие программы, которые сейчас называют социальными. Так, под его руководством, были построены жилой городок для рабочих и служащих механического завода "Людвиг Нобель" и школа для детей рабочих завода, организовано бесплатное медицинское обслуживание работников завода и осуществлен ещё целый ряд других мероприятий. Таким образом, на рубеже 19-20 веков  здесь сформировался целый городок Нобеля.

     Наибольший интерес для нас, конечно, представляла школа. На фотографиях мы видим  внешний вид школы.  Классы, в которых проходил учебный процесс,  были просторными, светлыми и прекрасно оборудованными, с удобной мебелью. Мы видим, что в классе только 15 человек. Этот факт особенно поразил работавших над этой темой ребят и вызвал бурное обсуждение. 

В автобиографической повести Л. В. Успенского «Записки старого петербуржца» находим интересные факты, относящиеся к теме исследования: оказывается не только школа была построена для детей рабочих завода Нобеля, но и организован досуг рабочих завода, для чего был построен народный дом. 

В книге Успенского упоминается: «Народный дом Нобеля  - нечто вроде клуба для рабочих машиностроительных заводов «Людвиг Нобель», филантропическое учреждение. «Нобелевский сад» - огороженный клочок земли за Народным домом, с катком и ледяной горкой».

Оказывается, в реальной жизни дореволюционного города многое было не таким, как мы себе представляли в начале наших поисков.

Всё изменилось после 1917 года. Предприятия были национализированы, Нобели эмигрировали, началась гражданская война. Можно только предположить, что происходило со школой в это смутное время.

Архивные данные свидетельствуют:

Из протокола собрания Педагогического Совета 161-ой советской школы 1 ступени, состоявшегося 4-го сентября 1923 года.

Повестка дня:

1. Доклад о положении бывшей Нобельской школы - представит Т.А.Дубетис.

2. Распределение занятий между преподавателями.                                                                                           

3. Разное.

                                  Доклад о положении бывшей Нобельской школы:

 21  советская школа Выборгского района (бывшая Нобельская школа) помещается по Лесному проспекту , 20.                                         В 1918 году школа была заморожена, так как центральное отопление было испорчено и не имелось пригодного топлива. Школа находится в хорошем помещении, прекрасно оборудована и является богатством района.                                                                                         В 1919 году Отделом народного образования было вынесено постановление восстановить эту школу и перевести в неё 161 Совшколу. Нобелевский завод, в помещении которого находится школа, взялся произвести весь ремонт, необходимый для восстановления школы, отремонтировать центральное отопление, водопровод. На школьное помещение требуется 50 куб. дров. 161 Совшкола, которая переводится в указанное помещение, имеет пролетарский элемент детей и не в состоянии закупить дрова на средства из уплаты за учение. Помещенье же бывшей Нобелевской школы, если не будет в нём происходить учебных занятий в текущем году, будет использовано заводом. Пришлось обратиться в ГУБОНО с ходатайством выдать 161-ой школе требуемое количество дров. Тов. Тупилкина дала разрешение выдать школе « 50% дров в кредит».

(интересна записка сторожа Нобелевской школы от 21 сентября 1919года, где он докладывает, что ночью украли из школы венские стулья и четыре швейных машинки).

      Из приведённого документа следует, что в первые годы становления молодого Советского государства формировалась новая система образования. Все школы Петрограда назывались Совшколами, получили номера. Учебное заведение, находящееся по адресу Лесной проспект, 20, (бывшая Нобелевская школа) в 1917 году получило название 21 Совшкола, дата основания в документах указывается 27 октября, в 1919 году вошла  в состав 161 Совшколы и в дальнейшем , до начала 1930-х годов эта школа именуется во всех документах 161-ой Совшколой. Многие школы  испытывали трудности из-за разрухи послереволюционного времени. В протоколе родительского собрания, датированном 5 сентября 1922 года читаем: « Школа находится  в плачевном состоянии, время тяжёлое, послевоенное. Принято решение: произвести ремонт своими силами, обратиться за помощью в Красный Крест и в профсоюз работников образования Америки за ссудой». О сложности послевоенного времени  в школах Петрограда свидетельствует следующий факт: учителя платили дополнительные налоги - на борьбу с эпидемиями, помощь голодающим, гужевой, транспортный налоги; осуществлялся хлебный заём - зарплату выдавали пшеничной или ржаной мукой.

Первым директором 161 совшколы была Таиса Андроновна Дубетис. Человек преданный своему делу, судя по документам, замечательный педагог. Анализ документов показывает, сколько усилий прилагала Таиса Андроновна, чтобы наладить нормальный учебный процесс:

- проводились ремонтные работы;

- в 1923-1924 учебном году проводилась школьная перепись, составлялись личные карточки учащихся 161 совшколы, прообразы личных дел , более подробные, заполнялось всё вручную педагогами;

- заполнен первый паспорт школы (годом основания школы указывается 1900 год), включающий данные о здании:  школа имела огород в 60 квадратных саженей, мастерские; школа получала материал для детских работ - глину для лепки, клей, карандаши, семена для огорода; школе выдавалась обувь для учеников (летняя - по паре на каждого ученика, зимняя - по паре на двоих), тетради (по 2 тетради на ученика), даже подшиты программы по каждому предмету, написанные от руки.

- был создан и функционировал Совет содействия. Такие Советы, очевидно, создавались в каждой школе. Эти Советы рассматривали вопросы уклонения от выполнения той или иной повинности, привлекали к судебной ответственности, контролировали выполнение родителями тех или иных повинностей, принятых на общешкольных родительских собраниях.  В документах указывается, что целью организации Совета содействия было: организация материальной помощи учебно-воспитательным учреждениям, выяснение нужд учебно-воспитательных учреждений (оборудование, ремонт, топливо,учебные пособия), изыскание средств (сбор платы за обучение, устройство  вечеров,лекций и т.п.). Состав Совсода - 7 человек (3 -  представителя от родителей, 3 - работника учреждения,1 - представитель ОТНАРОБа. Председатель Совсода - заведующий учреждением. Совсод образует комиссии - ремонтную, топливную, оборудования и др.             

- была организована шефская работа. В одном из отчётов (ф. 7405 оп.1 д.545)  указывается, что шефство над красноармейской частью, Военно-клиническим госпиталем и Военно-Медицинской Академией выражалось в чтении лекций для красноармейцев, беседах с ранеными и больными, литературных чтениях, с целью познакомить красноармейцев с книгой, устройстве спектаклей и вечеров по случаю демобилизации.

- оказывалась помощь беспризорным детям;

- даже сценарий празднования годовщины школы в документах представлен.

     В отчёте отдела народного образования, хранящемс я в архиве на Ул. Шпалерной я нашла следующие интересные сведения: в начале 30-х годов,  в результате реорганизации системы образования, 161 совшкола  была переименована в 5-ю школу. Именно в 5-ю школу на Лесном проспекте, дом 20  ходила пионерка Лариса Михеенко, участница партизанского отряда, погибшая в годы войны, награждённая посмертно орденом Отечественной войны I степени.

14.01.1941 года по решению № 34 п. 1404 Ленгорисполкома, все школы Ленинграда были перенумерованы, 5-я школа стала по новой нумерации 106-ой школой. Эта перенумерация коснулась и учебного заведения по адресу ул. Сердобольская 50.

А 106-я школа до середины 60-х годов работала в здании бывшей нобельской школы. В связи с капитальным ремонтом в середине 60-х годов школа почти полным составом (педагоги, ученики) перезжает в здание на ул. Сердобольской, «захватив» с собой номер школы, который теперь присваивается зданию на ул. Сердобольской. Таким образом, школа получила другое здание, у которого до этого была своя 25-летняя история. А это отдельная страница в летописи нашей школы и не менне интересная, фрагменты этой истории таковы:

В 1939 году по адресу ул. Сердобольская 50  приняла учеников школа-новостройка № 18. Прекрасное здание, с высокими потолками,  построенное в стиле «сталинского ампира» стало украшением района. Интересен следующий документ:

В приказе № 2059 от 26 июня 1939 года я обнаружила любопытные сведения о том. что

Васильева М.В. зав.РОНО Выборгского района освобождается от занимаемой должности по собственному приказу и переводится директором 18-ой школы-новостройки того же района.

Основание: выписка из протокола заседания Президиума Выборгского райсовета от 15.06.1939 года.

Таким образом, нам известен первый директор новой школы, в здании которой ныне и находится 106-я школа. По новой нумерации 1941 года зта школа становится школой № 116.  По постановлению СНК СССР № 789 от 16 июля 1943 года с 1 сентября 1943 года в школах введено раздельное обучение девочек и мальчиков. В документах школа по адресу ул. Сердобольская 50  указывается как женская школа.   Интересное мнение находим в  отчёте о работе Выборгского РОНО за 1943 год: «Анализ успеваемости  и дисциплины показывает, что при раздельном обучении мальчики ведут себя спокойнее и естественнее: прекратилась переписка на уроках, уменьшились разговоры, бравирование грубым тоном. Мальчики во внеклассное время поют, играют на переменах, подметают и моют полы,обслуживают столовую, не считая для себя это позором».                                                                                                                                                  

 В тяжёлое, голодное, блокадное время школы района не переставали работать, а летом 1942 года  в соответствии с приложением к приказу № 145 по Ленгороно от 20 июня 1942 года школьники направлялись в совхозы «Светлана» (Шувалово), «Петроградский райсовет» (Коломяги) на сельскохозяйственные работы на всё лето.                                                                                                    

В годовом отчёте Отдела народного образования  Выборгского района  за 1942 год читаем:  «Четыре школы функционировали в первой  половине 1942 года, обучали учащихся .  С мая месяца 15 школ района организовали повторительную учебную и воспитательную работу с учащимися,преследуя основную задачу - предохранение появления детской беспризорности и безнадзорности и организацию учащихся старших возрастов на помощь совхозам и подсобным хозяйствам в сельскохозяйственных работах (свыше 600 человек учащихся 5-8 классов работали в подсобных хозяйствах в течение летнего периода).  С 15 октября началась нормальная учебная работа.

Приказ № 252 по Городскому Отделу  народного образования Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся  от 28 сентября 1942 года: Начать занятия в 5-10 классах неполных средних и средних школ города с 15 октября 1942 года. Учащихся и педагогов школ, занятых на работах  отозвать обратно с 12 октября 1942 года). В январе-феврале 1942 года - большой приток детей, лишившихся родительского надзора, привёл к значительному увеличению сети детских домов и контингента детей в них (на 01.09.1942 года - 3 детских дома, 310 детей, в апреле 1942 года - 9 детских домов, 1250 детей и 3 детских сада, фактически превратившихся в детские дома.  С марта 1942 года началась эвакуация детей из детских домов, а затем и из детских садов.                                                                                                            Частая передача  зданий  и имущества от одного воинского подразделения другому, эксплуатация зданий и отсутствие водопровода и канализации, на печах-времянках, выведенных из-за отсутствия дымохода в окна, отсутствие должной ответственности за принятые здания и имущество, разрушение от артобстрелов и бомбардировок, смерть, эвакуация части руководящего состава и другие причины привели здания учебных учреждений в состояние, требующее капитального или большого аварийно-восстановительного ремонта их».   

За сухими формулировками документа  стоит ужасающая действительность самого тяжёлого периода блокады Ленинграда - зима-весна 1942 года. 

     В дополнение к вопросу о работе школьников блокадного Ленинграда летом 1942 года  и 1943 года в подсобных хозяйствах необходимо рассмотреть ещё два документа:

Приказ № 261 по Городскому Отделу Народного Образования Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 17 октября 1942 года: 

Летом 1942 года в суровой фронтовой обстановке, в условиях города-фронта, по призыву партии и правительства, ленинградские школьники приняли участие в выполении важнейшей государственной задачи - обеспечение овощами своего родного города, бойцов ленинградского фронта. Чтобы вырастить больше овощей, учащиеся под руководством учителей, положили много труда, проявили стойкость, дисциплинированность, самоотверженность, сознание своего долга.Горячую любовь к родине ребята проявили в своих делах. Более 30% урожая совхозов и подсобных хозяйств выращено и собрано ленинградскими школьниками - юными патриотами.                                         Городской Отдел народного образования объявляет БЛАГОДАРНОСТЬ  всем директорам, учителям и школьникам, принявшим участие в сельскохозяйственных работах и выражает уверенность в том, что они покажут такие же образцы  в учебной работе нынешнего года.

Зав. Ленгороно                                                                             /Левин/

Приказ № 12 по Городскому Отделу Народного Образования Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся от 14 января 1943 года:

Исполком особо отмечает хорошую работу на полях совхозов и подсобных хозяйств учащихся школ города в период ухода за посевами  и уборки урожая, объявляет всем учащимся и педагогам  - участникам сельскохозяйственных работ благодарность. За систематическое перевыполнение норм выработки, высокое качество работы и отличное поведение наградить грамотами Ленсовета депутатов трудящихся учащихся школ:

(далее идёт перечисление районов и фамилий учеников, среди награждённых - Трофимова Зина, Израилевич Борис - ученики 116 школы).

     Возвращаясь к вопросу о тяжёлом блокадном времени для этих двух школ хочется отметить следующие факты:

 В числе учебных учреждений, в которых разместились воинские подразделения и наиболее пострадавших в  период зима-весна 1942 года, вероятно, было и здание школы на Лесном проспекте, 20, т.к. в финансовых  документах  РОНО Выборгского района за  1942, 1943. 1944 годы представлены бухгалтерские отчёты школ, в том числе и школы по адресу ул. Сердобольская, 50, в которых говорится о ремонтных работах, о том, что «отремонтированы кровли  зданий, восстановлены водопровод, установлены печи и произведён внутренний ремонт», бухгалтерских годовых отчётов школы по адресу Лесной пр., 20 - нет.  И только в сводном годовом отчёте бухгалтерии Выборгского РОНО по основной деятельности за 1945 год находим:                                                                                                                                        

 «На 01.01.1945 года - функционировало 15 детских школ, из них 1 - начальная, 6 - средних, 8 - неполных средних. В связи с широкой волной реэвакуации служащих и рабочих на многочисленные предприятия и заводы нашего города, , в школы прибыло и продолжает прибывать очень много учащихся. Рост количества классов непрерывно продолжается, т.к. ежедневно проходит приём в школы района. В этом году восстановлены школы № 106, №107, № 111, потребовавшие работы с большим напряжением  по восстановлению центрального отопления и по выполнению работ по ремонту и другим видам работ. Связан с большими хозяйственными трудностями и перевод школ рабочей молодёжи в детские школы: школа завода № 206 открыта в здании школы № 116. Ремонт проведён во всех школах в той или иной степени. Основными исполнителями работ явились заводы-шефы, которые отрабатывали часы по планам-нарядам Исполкома».

Отгремели победные салюты, закончился напряжённый восстановительный период, продемонстрировавший трудовой героизм ленинградцев, постепенно жизнь входила в нормальное русло. В 50-х годах школа по ул. Сердобольской 50/52 вновь становится смешанной, здесь до 1990 года обучаются и девочки и мальчики. В 1966 году, в связи с необходимостью ремонтных работ в здании на Лесном пр. 20, 106-я школа переезжает в здание по адресу ул.Сердобольская 50/52. В 1971 году в школе организовано торжественное открытие музея пионерки-героя Ларисы Михеенко.

На этом наши архивные поиски конечно же не заканчиваются. В планах дальнейшей поисковой работы мы определили следующие темы:

- История 106 школы от основания до революции;

- судьба здания школы на Лесном пр. 20 в период блокады;

- восстановление списков учителей, администрации 106-ой школы на разных этапах её существования.

Надеемся, что и в дальнейшем сможем поделиться результатами предстоящих поисков.